Запрет на выдачу обеспечения несостоятельным должником

явился результатом рассмотрения Верховным Судом РФ кассационной жалобы по делу А56-70701/2019 – в Определении No 307-ЭС20-9433 (8) от 01.12.2022 суд пришел к выводу, что фактически оспариваемое обеспечение было выдано при наличии признаков неплатежеспособности должника за счет его кредиторов, которые рискуют не получить удовлетворение требований в связи с безосновательным увеличением текущей задолженности.
Обеспечительные сделки совершены спустя пять месяцев и два года после заключения кредитных договоров и не могут быть отнесены к обычной хозяйственной деятельности. Целью действий сторон являлось преобразование реестровой задолженности кредитора, чьи требования были обеспечены поручительством, в текущую задолженность должника.

Получение поручительства от компании, входящей в одну группу лиц с заемщиком, с точки зрения нормального гражданского оборота является обычной практикой и само по себе не свидетельствует о наличии признаков неразумности или недобросовестности в поведении кредитора.
Однако инициирование производства по делу о несостоятельности поручителя должно порождать у кредитора обоснованные сомнения в возможности получить удовлетворение именно по данному обеспечению. В такой ситуации разумно предположить, что стоимости чистых активов поручителя будет недостаточно для исполнения обеспечительного обязательства, в результате чего такое обеспечение нарушит имущественные интересы иных имеющихся у него кредиторов. В связи с чем следует оценивать обеспечительную эффективность поручительства, а также учитывать получение поручителем как участником группы какой-либо имущественной выгоды от предоставленного обеспечения.

В рассматриваемом случае на момент выдачи спорного обеспечения было возбуждено дело о банкротстве должника – поручителя, при этом доказательства получения последним как участником группы какой-либо дополнительной имущественной выгоды от предоставленного обеспечения отсутствуют. У судов первой инстанции и округа отсутствовали основания для выводов о действительности выданных поручительств, заключении договоров в рамках осуществления обычной хозяйственной деятельности в целях повышения возвратности долга по кредитному договору, заключенному с лицом, входящим в одну группу
компаний.

У Вас есть вопросы?

Задайте их нам